Для смазывания подшипников скольжения применяют жидкие, пластичные и твердые смазочные материалы.

Основным смазочным материалом являются жидкие масла, потому что они равномерно распределяются на поверхностях трения, имеют малое внутреннее трение и удовлетворительно работают в широком диапазоне температур. Преимущественное применение находят минеральные масла, которые являются продуктом переработки нефти. Растительные (льняное, касторовое и др..) И животные масла имеют высокие смазочные свойства, но они дорогие и поэтому используются только в специальных случаях.

Важными свойствами масел, которые определяют их смазочную способность, является вязкость (при работе в условиях жидкостного трения) и маслянистость (при работе без жидкостного трения).

Вязкость - свойство сопротивляться при смещении одного слоя жидкости относительно другого. Маслянистость - способность смазочного материала к образованию и содержание на поверхностях трения деталей тонких пленок.

Из минеральных масел широко применяют такие, как индустриальное, турбинное, авиационное, цилиндрическое и др..

Как жидкое масло иногда используют и воду (например, для подшипников гребных винтов, водяных насосов и т. д.). Вязкость воды низкая, а теплоемкость в 2,0-2,5 раза больше, чем минеральных масел. Поэтому теплообразования в подшипниках, смазываемых водой, незначительное, а теплоотдача велика. Существенным недостатком водяного смазки есть опасность коррозии, что требует использования специальных материалов для валов.

Пластичные смазки изготавливают сгущением жидких минеральных масел кальциевыми или натриевыми мылами. В первом случае получают солидолы, а во втором - консталины. Пластичные смазки хорошо герметизируют подшипники и допускают повышенные давления. По сравнению с жидкими маслами внутреннее трение (вязкость) у них более высокое. Солидолы используют при температурах до 60-80 ° С. Их преимуществом является влагостойкость. При температурах (до 110-120 ° С) используют натриевые смазки: масло жировое 1-13, консталин жировой, консталин синтетический. Существуют универсальные пластичные смазки, которые хорошо работают в широком диапазоне температур; масло УНИОЛ, при 150-160 ° С.

Из твердых смазочных материалов в основном применяют коллоидный (высокодисперсный) графит и двосирчаний молибден (дисульфид молибдена). Твердые смазки используют в условиях, когда жидкие и пластичные смазки неработоспособными (низкая или высокая температура, вакуум, агрессивная среда), а также в тихоходных открытых подшипниках, работающих при высоких давлениях, где трудно удержать жидкое или пластичная смазка. Подача смазочного материала к подшипникам скольжения зависимости от их назначения и условий работы может быть индивидуальной или централизованной, периодической или непрерывной, самоподачи или под давлением. Для смазывания используют специальную масляную арматуру.

Конечно подача масла осуществляется в зону малейшего давления в подшипнике скольжения. Распределение смазочного материала в подшипниках достигается с помощью смазочных ривцив на рабочей поверхности их вкладышей в ненагруженной зоне.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+