В этот период произошло открытие мира микроорганизмов и описание внешнего вида большинства бактерий - примерВ истории микробиологии выделяют четыре периода.
А. Первый период называется описательный.
1. Он длился с конца XVII до середины ХХ в.
2. В этот период произошло открытие мира микроорганизмов и описание внешнего вида большинства бактерий.
3. Ключевой фигурой этого периода считается изобретатель микроскопа и первый человек, увидевший удивительный и таинственный мир микроорганизмов – А.Левенгук Б. Второй период развития микробиологии носит название физиологический (или, как его ещё называют по имени самого выдающегося микробиолога всех времён и народов – пастеровский).
1. Второй период охватывает время с середины XIX до начала ХХ в.
2. Этот период развития микробиологии характеризуется началом изучения жизнедеятельности (физиологии) бактериальной клетки, открытием болезнетворных бактерий, началом научной микробиологии.
3. Развитие микробиологии в этот период практически полностью определяли два великих учёных, ставших основоположниками научной микробиологии – Л.Пастер и Р.Кох. Их заслуги настолько значительны, что будет справедливым рассмотреть их чуть ниже, выделив в самостоятельный раздел. В. Третий период развития микробиологии называется иммунологический.
1. Он продолжался с начала до середины ХХ века.
2. Как следует из названия, третий период развития микробиологии характеризуется прежде всего открытием иммунитета и началом развития иммунологии.
3. Из наиболее заслуженных учёных, работавших в этот период, необходимо упомянуть И.И.Мечникова, П.Эрлиха, А.Флеминга, Домагка и Ивановского. . И.И.Мечников разработал клеточную теорию иммунитета.
б. П.Эрлих  разработал гуморальную теорию иммунитета, он же является основоположником химиотерапии инфекционных заболеваний.
в. А.Флеминг открыл пенициллин.
г. Г.Домагк положил начало применению сульфаниламидов в медицинской практике.
д. Ивановский открыл вирусы.
Г. Последний период развития микробиологии называется современным.
1. Начался он с середины ХХ в.
2. Характеризуется современный период развития микробиологии разработкой молекулярных методов исследования.
3. Из учёных этого периода необходимо упомянуть Львова, Портера, Эдельмана, Бернета, Галло, Монтанье, Пруссинера. а. Львов открыл способность вирусов сохраняться в виде интегрированных в хромосому клетки-хозяина нуклеотидных последовательностей, которые были названы провирусом. Это открытие революционным образом изменило представление о молекулярных механизмах взаимодействия вируса с инфицированной клеткой. б. Работы Портера и Эдельмана позволили понять строение иммуноглобулинов (антител).
в. Бернет сформулировал клонально-селекционную теорию иммунитета, лежащую в основе современных взглядов на функционирование иммунной системы.
г. Галло и Монтанье открыли вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – самый страшный из инфекционных агентов, с которыми когда-либо сталкивалось человечество. В настоящее время пандемия ВИЧ-инфекции не контролируется всемирным здравоохранением и несёт реальную угрозу существования вида Homo sapiens.
д. Прусинер открыл прионы – инфекционные белки. Прионовые инфекции – губчатые энцефалопатии – абсолютно смертельные заболевания.

Загрузка...