Цели урока: рассмотреть основные этапы жизненных циклов растений и животных, показать их связь с особенностями жизнедеятельности каждого конкретного организма; развивать умение сопоставлять и делать выводы; воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру.

Вопросы для беседы

1. Как можно диагностировать пороки развития человека?

2. Какие факторы повышают риск пороков развития человека?

3. Какие факторы внешней среды влияют на развитие организма?

4. Каким образом факторы внешней среды влияют на развитие организма?

5. Какие периоды онтогенеза выделяют в многоклеточных организмов?

6. Какие процессы происходят в организме во время эмбриогенеза?

7. Какие процессы происходят в организме во время постэмбрионального развития?

Жизненный цикл - это период между одинаковыми фазами развития двух или более последовательных поколений. У многоклеточных организмов индивидуальное развитие завершается естественной смертью. Непрерывность жизненного цикла организмов обеспечивают гаметы (половые клетки), которые передают наследственную информацию организмам дочернего поколения.

Продолжительность жизненного цикла у разных организмов может быть различной. Например, у бактерий или дрожжей промежуток между двумя делениями клетки часто не превышает ЗО минут, а во многих высших растений и позвоночных животных он длится много лет. Так, сосна обыкновенная начинает размножаться только на 30-40-м, рыба белуга - на 12-18-м годах жизни. Длительные жизненные циклы наблюдают и в некоторых беспозвоночных животных. Например, личинки одного из видов южноамериканских цикад развиваются в течение 17 лет.

Продолжительность жизненного цикла зависит от количества поколений, которые последовательно сменяют друг друга в течение одного года, или количества лет, в течение которых развивается одно поколение.

Различают простые и сложные жизненные циклы. При простом жизненного цикла все поколения не отличаются друг от друга. Простые жизненные циклы характерны для гидры, молочно-белой планарии, речного рака, паука-крестовика, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Сложные жизненные циклы сопровождаются закономерным чередованием различных поколений или сложными преобразованиями организма во время развития. Так, в некоторых водорослей (бурых, красных) чередуется половое поколение, преимущественно гаплоидных, с неполовым, преимущественно диплоидным. Среди высших растений только в мохообразных преобладает половое поколение, тогда как в других (папоротникообразные, Хвощевидные, плаунообразные, голосеменные, покрытосеменные) - неполовое.

У животных сложные жизненные циклы тоже не редки. Так, в жизненном цикле многих простейших (фораминиферы, споровики) и кишечнополостных происходит закономерное чередование поколений, размножающихся половым и неполовым способами.

Например, неполовое поколения медузы аурелии - полипы - размножается почкованием, образуя новые полипы. С помощью поперечного деления полипы дают начало особям полового поколения - медузам. Мужские и женские особи медуз размножающихся половым способом. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается личинка, некоторое время плавает с помощью ресничек, а затем оседает на дно и превращается в полип.

У других животных (например, у плоских червей - поросят, в некоторых членистоногих - тлей, дафний) в жизненном цикле чередуются поколения, которые размножаются половым способом и парте-ногенетично.

Чередование поколений, которые размножаются половым способом и партеногенетически, имеет важное биологическое значение для организмов, живущих в меняющихся условиях окружающей среды и не могут переживать неблагоприятные периоды в активном состоянии. Половое размножение обеспечивает непрерывность существования вида, а партеногенез позволяет в полной мере использовать благоприятные периоды для быстрого роста численности вида.

Чередование поколений, которые размножаются различными способами (половым и неполовым, половым и партеногенетически), увеличивает изменчивость, которая обеспечивает способность вида жить в разных условиях окружающей среды и быстро реагировать на их изменения.

IV. Обобщение, систематизация и контроль

знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Какие особенности присущи жизненным циклам растений?

2. Чем гаметофит отличается от спорофита?

3. Какие особенности присущи жизненным циклам животных?

4. Какие преимущества и недостатки имеют сложные жизненные циклы?

5. Какие преимущества и недостатки имеют простые жизненные циклы?


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+