Цели урока: ознакомить учащихся с явлением взаимодействие генов и внеядерной наследственности, их цитологические основы и значению для селекционной работы; развивать умение анализировать и делать выводы; воспитывать понимание важности генетических исследований для практической деятельности человечества. Оборудование и материалы: портрет Г. Менделя и Т. Моргана, таблицы или слайды презентации с объяснением особенностей взаимодействия генов и механизмов внеядерной наследственности и схем взаимедействия генов, изображения хромосом и хромосомных наборов отдельных видов живых организмов, митохондрий и пластид и схемы их разделения. Базовые понятия и термины: хромосома, взаимодействие генов, комплементарность, эпистаз, полимерия, вне Дерна наследственность.

Взаимодействие неаллельных генов

Известно много случаев, когда признак или свойства детерминируются двумя или более неаллельных генами, которые взаимодействуют между собой. Хотя и здесь взаимедействия условна, поскольку взаимодействуют не гены, а контролируемые ими продукты. При этом имеет место отклонение от менделевское закономерностей расщепления. Различают следующие основные типы взаимодействия генов: комплементарность, эпистаз и полимерия. Кроме того, отдельно рассматривают модифицирующее действие гена. Примером комплементарной взаимодействия генов у человека может быть синтез защитного белка - интерферона. Образование этого белка в организме связано с комплементарной взаимодействием двух неаллельных генов, расположенных в разных хромосомах. Рецессивные аллели этих генов блокируют один из этапов его синтеза. Таким образом, синтез возможен лишь в случае, когда каждый из генов представлен хотя бы одним доминантным геном. Примером эпистаз является взаимодействие генов при образовании окраска плодов тыквы и масти лошадей.

Полимерные гены, как правило, определяют количественные признаки. Действуют они, дополняя друг друга, поэтому их обычно обозначают одинаковыми буквами латинского алфавита, добавляя нижней числовой индекс для того, чтобы различать гены между собой, например А1А1а2а2 или А1а1А2А2. По этим механизмом происходит наследование цвета семян у пшеницы и цвета кожи у человека.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+