Цели урока: ознакомить учащихся с законами Г. Менделя, рассмотреть их статистический характер и цитологические основы; развивать умение увязывать выполнение функций определенными структурами с особенностями их строения; воспитывать умение критически и обоснованно принимать научную информацию.

1. Какие методы генетических исследований вам известны?

2. Для чего и как генетики используют гибридологический метод?

3. Для чего и как генетики используют генеалогический метод?

4. Для чего и как генетики используют близнецовый метод?

5. Для чего и как генетики используют биохимический метод?

6. Почему при генетических исследований желательно использовать несколько методов?


Первый закон Менделя

В опытах Менделя во время скрещивания сортов гороха, которые имели желтые и зеленые семена, все потомство (т.е. гибриды первого поколения) оказались с желтыми семенами. При этом не имело значения, из какого именно семян (желтого или зеленого) выросли материнские (отцовские) растения. Итак, оба родителя в равной степени способны передавать свои признаки потомству.

Аналогичные результаты были обнаружены и в опытах, в которых в расчет брались другие признаки. Так, после скрещивания растений с гладкими и морщинистыми семенами все потомство имело гладкое семян. После скрещивания растений с пурпурными и белыми цветками во всех гибридов оказались лишь пурпурные лепестки цветов и т. д.

Выявленная закономерность получила название первого закона Менделя, или закона однотипности гибридов первого поколения. Состояние признака, который проявлялся в первом поколении, получил название доминантного, а состояние, в первом поколении гибридов не проявлялся, - рецессивного.

«Задатки» признаков (гены) Г. Мендель предложил обозначить буквами латинского алфавита. Аллели, принадлежащие к одной пары состояний признаки, обозначают одной и той же буквой, но доминантный аллель - большой, а рецессивный - маленькой. Аллель урпурного окраски цветов следует обозначить, например, А, аллель белого цвета цветков - а аллель желтого цвета семян - Б, аллель зеленого цвета семена - в и т.д.

Каждая клетка тела животных и высших растений имеет диплоидный набор хромосом. Все хромосомы парные, аллеля же гена содержатся в гомологичных хромосомах. Итак, в зиготе всегда есть два аллеля, и генотипически формулу за какому-либо признаку следует записывать двумя буквами.

Особь, гомозиготной по доминантному геном, следует записывать АА, рецессивным - aa, гетерозиготную-Аа.

Вследствие мейоза гомологичные хромосомы (а с ними и аллеля гена) расходятся в разные гаметы. Но поскольку в гомозиготы оба аллеля одинаковые, все гаметы несут один и тот же аллель, т.е. гомозиготная особь образует только один тип гамет, а гетерозигота - два.

Опыты по скрещиванию генетики записывают в виде схем. Родителей обозначают буквой Р, особей первого поколения - F1? особей второго поколения - F2 и т.д. Скрещивание обозначают знаком умножения (х), генотипически формулу материнской особи ($) записывают первой, а родительской «) - второй. В первой строке записывают генотипически формулы родителей, во втором - типы их гамет, в третьем - генотипы первого поколения и т.д.

Второй закон Менделя

После скрещивания гетерозиготных гибридов первого поколения между собой (самоопыление или родственное скрещивание) во втором поколении появляются особи как с доминантными, так и с рецессивными состояниями признаков, т.е. возникает расщепление, которое происходит в определенных соотношениях.

Обобщая фактический материал, Мендель пришел к выводу, что во втором поколении 75% особей имеют доминантный состояние признаки, а 25% - рецессивный (расщепление 3:1). Эта закономерность получила название второго закона Менделя, или закона расщепления. Согласно этому закону, можно сделать следующие выводы:

• аллеля гена, находясь в гетерозиготном состоянии, не изменяют структуры друг друга;

• во время созревания гамет у гибридов образуется примерно одинаковое число гамет с доминантными и рецессивными аллелями;

• во время оплодотворения мужские и женские гаметы, несущие доминантные и рецессивные аллели, свободно комбинируются.

По генотипу особи потомки двух гетерозигот разделяются в соотношении lAA: 2Aa: laa. А вот по внешнему виду (фенотипу особи) они демонстрируют расщепление в соотношении 3:1. Это происходит потому, что за внешним проявлением генотипы АА и Аа не отличаются. Но в случае неполного доминирования фенотипические соотношение совпадают с генотипически, ибо в этом варианте генотипы АА и Аа имеют разный проявление.

Третий закон Менделя

Изучая расщепление в случае дигибридном скрещивании, Мендель обратил внимание на то, что во время скрещивания растений с желтым гладким (ААВВ) и зеленым морщинистым (аавв) семенами во втором поколении появились новые комбинации признаков: желтое морщинистое (А-ов) и зеленый гладкое (ААБ-), которые не встречались в исходных форм. Из этого наблюдения Мендель сделал вывод, что расщепление по каждому признаку (по каждой парой но-лей) происходит независимо от второго признака (других пар аллелей). Эта закономерность получила название третьего закона Менделя.

Этот закон действует так, что во время мейоза распределение (комбинирование) хромосом из разных гомологичных пар в половых клетках (при их созревании) идет независимо и может привести к появлению потомков с комбинацией признаков, отличных от родительских и прародительских особей.

Если во время скрещивания анализируется более двух признаков, то количество ожидаемых комбинаций увеличивается. Так, в случае триг-вздор скрещивания гетерозигот образуются по восемь типов гамет, которые дают 64 сообщения. Расщепление по фенотипу в общей форме можно выразить формулой (3 +1) ", где n - количество признаков, взятых для анализа во время скрещивания.

При анализирующего скрещивания (так называют скрещивание особи с неизвестным генотипом с особью, которая является рецессивным гомозиготой по всем признакам, изучаемых) число типов потомков указывает на число типов гамет, образует особь, генотип которой анализируется. Это позволяет определить его генотип.

IV. Обобщение, систематизация и контроль

знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Когда были вторично открыты законы Г. Менделя?

2. Какие цитологические основы имеют законы Г. Менделя?

3. Почему законы Г. Менделя имеют статистический характер?

4. Какое практическое значение для человека имеют законы Г. Менделя?


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+