Что такое навыки - примерПолученные данные исследования можно объяснить тем, что в результате повторения движений формируются навыки.

Навыки - действия, составные части которых в процессе формирования становятся автоматическими. При наличии навыков деятельность человека стала продуктивной. Согласно видов действий различают и виды навыков: двигательные, сенсорные, интеллектуальные. Во всех видах деятельности необходимы навыки: учебные, трудовые, игровые и т.д.

В основе образования навыков лежат попытки и отбор. Человек, руководствуясь определенными ориентирами, пробует выполнять определенные действия, "контролирует результат. Успешные движения, оправданны ориентиры и способы регуляции постепенно отбираются и закрепляются; неудачные и неоправданные - подавляются и отсеиваются. Без таких повторных практических попыток формирования навыков невозможно.

Рассмотрим механизм формирования двигательных навыков во время игры в баскетбол. Образование сложных двигательных навыков происходит довольно трудно и проходит ряд этапов. Так, в начале повторения движения это координированные, хотя и выполняются под контролем сознания. В работу включаются мышцы, которые не участвуют в выполнении данной навыки. Человек делает лишние движения. Это связано с распространением возбуждения корой больших полушарий. Навык очень неустойчивой. Посторонние внешние раздражители (окрики болельщиков), эмоциональные напряжения приводят к нарушению навыки. При постоянной игре в баскетбол происходит концентрация возбуждения в тех нервных центрах, которые отвечают за формирование соответствующего двигательного навыка. Координация движений и стабильность навыки улучшаются. Движения выполняются экономнее, свободнее и точнее. Но в необычной. новой обстановке (например, на спортивных соревнованиях) навык может нарушаться.

С совершенствованием двигательного навыка наступает ее автоматизация. Движения выполняются подсознательно, то есть человек концентрирует свое внимание не на выполнении движений, а на их результате. Автоматизированные навыки облегчают работу мозга и повышают его работоспособность. Автоматизированные навыки трудно поддаются изменению. Часто бывает так, что выработать новый навык легче, чем исправить старую. Если двигательная навык осуществляется автоматически, то это не значит, что она не будет осмыслена потом. После выполнения двигательного навыка, как правило, человек может детально проанализировать большинство своих движений и, если необходимо, заняться их усовершенствованием. Образовавшиеся навыки могут быть перенесены с одного вида деятельности на другой, подобный ему. Так, навыки, образованные в результате игры в баскетбол, сохраняются и совершенствуются по мере овладения прыжками в высоту или игры в волейбол. Поэтому у человека, который обладает большим количеством навыков и умений, каждая новая привычка образуется быстрее.

Выводы навыки, как и привычки, образуются путем длительной тренировки, и для их поддержания необходимы самоконтроль и самовоспитания.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+