Робот художникСегодня уже нет сомнения, что сознание — это производная от активности мозга. Со смертью мозга исчезают сознание и личность. Однако и живой мозг не сможет породить сознания, если он не получает никакой информации извне. Все органы чувств человека настроены на постоянное получение сигналов, то есть информации. Они поступают в мозг, трансформируясь в активность различных участков мозга и нейронов. Эта активность позволяет мозгу строить всевозможные модели увиденного, услышанного, осязаемого. Он сопоставляет свои предсказания с реальностью и отбирает модели, наиболее приближенные к действительности. Модели складываются в копилку субъективного опыта и осознаются человеком. Этот метод похож на то, как действуют ученые, открывающие тайны мира: информация – гипотеза – возможная модель — проверка – уточнение модели — и так далее.

Субъективный опыт, сформированный мозгом, порождает сознание, которое проявляет себя реакцией на этот опыт в виде чувств, действий, выбора цели, волевых решений, мыслей. Как все это работает? Как функционирует сознание? Наука пока не дает ответа на эти вопросы.

Для того чтобы понять, сколь невероятно сложна работа мозга, надо попытаться создать его действующую модель – ис- кусственный интеллект. В 1943 году Уоррен Маккалок и Уолтер Питтс выдвинули новую нейронную доктрину, согласно которой нейрон – это элементарная функциональная единица мозга, служащая для обработки информации. Они также предложили из сетей простых электронных «нейронов» сконструировать искусственный мозг. В 1956 году наука о создании подобных устройств получила название искусственный интеллект.

Прошло больше пятидесяти лет. И что же? Мы можем похвастать суперкомпьютером Deep Blue, который в 1997 году выиграл в шахматы у Гарри Каспарова. Но никакого искусственного интеллекта, способного распознавать лица, рукописный текст и пейзаж за окном – задачи, которые с легкостью выполняет любой человек, — так и не удалось создать. Восприятие внешнего мира оказалось куда более сложным процессом, чем предполагали создатели машин. Тем не менее инженеры и художники сумели решить некие более частные задачи. Один из таких примеров — стайка роботов «Девушки Тиллера», созданных художником и робототехником Луи-Филиппом Демерсом из Сингапура.

Интеллект двенадцати самоуправляемых роботов проявляется в том, что они самостоятельно поддерживают себя в равновесии, балансируя лишь туловищами и плечами и умея синхронизировать свои движения с остальными роботами. Демерс назвал свой проект по имени популярной в начале XX века кордебалет-труппы «Tiller Girls». Ее исполнительницы могли танцевать «как одна», выполняя примитивные движения с идеальной синхронизацией.

Еще одну разновидность роботов, способных к внешне ос- мысленным действиям, демонстрирует «Роботизированный художник», порожденный исследователем, художником и конструктором роботов Леонелом Моура из Португали.

Робот, снабженный бумагой и емкостями с красками, создает картины. Он сам решает, какие краски использовать в данную секунду. Он, как и многие художники, никогда не знает, что у него получится, но точно знает, когда художественное произведение завершено, и подписывает его. Робот-художник весьма изобретателен и никогда не повторяется, в отличие от многих художников-людей, хотя у него безусловно есть собственный стиль. У робота имеется набор датчиков, которые помогают ему избегать препятствий и распознавать цвета. В сущности это примитивная модель одного из свойств человеческого сознания – способность к созданию новой информации, то есть к творчеству.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+