После общего ознакомления с клеточным строением можно перейти к изучению строения растительной клетки под микроскопом. Для этого необходимо ознакомить учащихся с устройством микроскопа и правилами работы с ним, сформировать у них умение готовить простейшие микропрепараты и рассматривать их в микроскоп, чтобы знать строение растительных клеток.

 

Урок начинается с проведения беседы по вопросам, имеющим целью закрепить начальные сведения о клеточное строение растений, а также подготовить учащихся к рассмотрению клеток под микроскопом:

 

• О чем вы узнали на прошлом уроке о внутреннем строении растений?

 

• В органах каких растений вам удалось разглядеть клетки?

 

• Нарисуйте форму растительных клеток. (Вызвать к доске двух-трех учеников.)

 

Выслушав ответы, учитель сообщает учащимся о предстоящей работе на уроке и материал, который им необходимо усвоить: запомнить названия основных частей микроскопа и правила пользования им; зарисовать и запомнить названия частей растительной клетки, их узаемне расположение относительно друг друга, знать, почему растительные клетки не распадаются.

 

Изучение строения микроскопа лучше проводить по сравнению с лупами. Такой прием обеспечивает закрепление ранее полученных знаний и облегчает усвоение новых. Предварительно учитель вывешивает плакат, где крупным планом изображен ручную и штативные лупы и микроскоп; предлагает учащимся рассказать об устройстве луп, их увеличение и правила пользования ими. Затем учитель сравнивает устройство штативные лупы и микроскопа, называет общие части в том и другом приборе, показывает приемы работы с микроскопом (при наличии в школе достаточного количества микроскопов обучения учащихся этих приемов проводится фронтально, по команде учителя).

 

На этом уроке целесообразно рассмотреть готов микропрепарат «Кожица лука», поскольку его набор содержит 20 штук, а самостоятельное приготовление учащимися этого препарата перенести на следующий урок. Это позволяет без спешки научить учащихся приемам работы с микроскопом и рассмотрения препарата, зарисовки его в тетради.

 

Просмотра микропрепарату предшествует рассказ учителя о строении растительной клетки, взаимосвязь клеток друг с другом. Рассказ ведется с использованием таблицы, объемной модели клетки и выполнением целевого рисунка «Строение растительной клетки» (схематический рисунок) на доске с соответствующими надписями.

 

Перед началом самостоятельной работы с рассмотрения препарата учащимся рекомендуется сначала прочитать в учебнике правила работы с микроскопом, а затем практически выполнить их.

 

После просмотра микропрепарату ученики рисуют в тетради несколько взаимосвязанных клеток кожицы лука, подписывают соответствующие названия частей клетки, указывают межклеточное вещество и цитоплазмени тяжи. Рисунок должен быть большим, чтобы части клетки в них были хорошо и четко изображены.

 

При просмотре препарата под микроскопом учитель следит за правильным восприятием его учениками, предлагает им вопрос:

 

• Какую форму имеют клетки?

 

• Где располагаются цитоплазма и ядро?

 

• Много вакуолей? и др..

 

Необходимо вести наблюдение за правильностью выполнения учениками рисунка, так как эти зарисовки отражают конкретные представления о строении клеток, сложившихся в их сознании. Нередко учащиеся допускают в рисунке таких ошибок: вокруг ядра нет цитоплазмы, пластиды располагаются в вакуолях т.д..

 

В завершение урока учитель проводит беседу:

 

• Что вы рассматривали под микроскопом?

 

• Во сколько раз он увеличивал изображение?

 

• Какое строение имеет растительная клетка?

 

• Почему клетки кожицы лука не распадаются?

 

• Назовите и покажите основные части микроскопа.

 

• Каких правил пользования микроскопом следует придерживаться?

 

Беседа завершается формулировкой выводов примерно такого содержания: «Растительная клетка имеет сложное строение. Снаружи клетка покрыта оболочкой. Под оболочкой находится цитоплазма, в ней размещаются ядро и пластиды. В клетке имеется вакуоли, наполненные клеточным соком. Все органы растения имеют клеточное строение ».


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+