Высшая нервная деятельность человекаНервная система регулирует функционирование органов и систем, обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Для нервной системы характерны также такие функции, как память, восприятие, мышление и др. Под психическими процессами (психикой) понимают такие функции головного мозга, сущность которых, с одной стороны, заключается в отражении действительности, а с другой - в определении качественного своеобразия поведения человека. С помощью психических процессов осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение и деятельность.

Рефлекторный характер психики. Стремление мыслящего человека «познать самого себя» порождало множество догадок о сущности психической деятельности. Начало изучения этой проблемы положил французский ученый Р. Декарт, который в одном из писем описал явление, названное впоследствии условным рефлексом. «На мой взгляд, представляется совершенно несомненным, что в том случае, если вы пять или шесть раз подряд отхлещете как следует собаку в тот момент, как начинают играть на скрипке, то животное станет и впредь выть и убегать при первых же звуках музыки».

Более пристальное внимание к психическим процессам с точки зрения естественных наук связано с учением русского физиолога И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга. Сеченов считал, что не только простые автоматические действия, но и самые высокие «душевные движения» являются по своей сути рефлекторными. Они вызываются материальными событиями внешнего мира и проявляются в доступных для объективного изучения ответных действиях. Заслуга И. М. Сеченова состоит еще и в том, что он показал, как по принципу рефлекса может работать не только спинной (так думали многие до него), но и головной мозг.

Изучая деятельность слюнных желез, русский физиолог И. П. Павлов создал учение о выcшей нервной деятельности. Он полагал, что низшая нервная деятельность осуществляет рефлекторную регуляцию и гармонию частей организма, а высшая - обеспечивает целесообразность поведения в меняющихся условиях жизни: обучение и формирование сознания. И. П. Павлов считал, что существует особый нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования человека и высших животных на воздействия внешней среды. Этим механизмом и является условный рефлекс.

Безусловные и условные рефлексы. Человек рождается с определенными безусловными рефлексами. Они обеспечивают поддержание его жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К таким безусловным рефлексам относят пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание и др.), половые рефлексы, поддерживающие постоянство внутренней среды организма.

Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве. Условно-рефлекторное отделение слюны, желудочного и поджелудочного соков при виде, запахе и времени приема пищи создают лучшие условия для ее переваривания еще до поступления в организм.

Между условными и безусловными рефлексами существуют четко выраженные отличия.




Открытие условных рефлексов. Сотрудники И. П. Павлова, изучавшие функцию слюнных желез собаки (проток железы был выведен наружу), обратили внимание на то, что уже при появлении миски с пищей, еще до начала еды, у собаки начинала течь слюна.

И. П. Павлов предложил сочетать кормление с зажиганием лампочки, т. е. с раздражителем, который сам по себе никак не связан с пищей. Опыты показали, что условный рефлекс вырабатывался и на этот сигнал: через некоторое число сочетаний безусловного раздражителя (пища) с условным (свет) последний становился сигналом получения пищи. В дальнейшем выяснилось, что сигналом для получения пищи (условным раздражителем) может быть звонок, какое-либо прикосновение к коже и даже небольшая боль, при условии, что животное было голодным. У сытого животного рефлексы не возникали ни на саму пищу, ни на ее условные сигналы.

Механизм образования условных рефлексов. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с замыканием, установлением временной связи между двумя группами клеток коры больших полушарий головного мозга, воспринимающими условное и безусловное раздражения. Чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры, тем прочнее становится временная связь, и после нескольких (10-15) сочетаний связь становится настолько прочной, что при действии лишь одного условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге (звук ножей и вилок даже без подкрепления едой вызывает отделение слюны и других пищеварительных соков).

Выработка условных рефлексов проходит в два этапа. Первый этап - генерализация - характеризуется тем, что все близкие по физическим параметрам (условные) раздражители вызывают одинаковую (безусловную) реакцию. Для второго этапа - специализации - характерно то, что постепенно в процессе выработки условного рефлекса разные раздражители, кроме условного, становятся неэффективными и не вызывают условного рефлекса.

Торможение условного рефлекса. Когда у собаки вырабатывался условный рефлекс, изменяли ход опыта: включали лампочку, но пищу после этого не давали.

Сначала животное реагировало на лампочку как на сигнал пищи: происходило условно-рефлекторное слюноотделение. Однако затем начиналось постепенное угасание условного рефлекса: слюны выделялось все меньше и меньше, пока условно-рефлекторное слюноотделение не прекратилось полностью. Произошло т. н. внутреннее торможение условного рефлекса.

Кроме внутреннего торможения, существует и внешнее торможение. Оно вызывается посторонним для данной условной реакции внешним воздействием и всегда начинается с ориентировочной реакции, впервые описанной И. П. Павловым под названием рефлекс «что такое?». Этот рефлекс возникает в ответ на новые и, что самое важное, неожиданные раздражители. Одни и те же нейроны одинаково реагируют как на отвлекающие стимулы, так и на условные раздражители. В результате внешнее торможение вызывает безусловную реакцию и затормаживает условно-рефлекторный ответ.

Доминанта. Важным средством формирования условно-рефлекторной деятельности является доминанта. Доминанта (лат. dominans - господствующий) - временно господствующий в центральной нервной системе очаг повышенной возбудимости и устойчивого, длительного возбуждения, который изменяет работу одновременно с ним функционирующих рефлекторных процессов. Термин доминанты был введен русским физиологом А. А. Ухтомским в 1923 г.

Доминантный очаг как бы притягивает к себе возбуждение других отделов центральной нервной системы, характеризуясь повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, инерцией (способностью длительно удерживать возбуждение после окончания действия стимула). Так, увлеченный каким-то делом человек не реагирует на шум вокруг него, сосредотачивая внимание только на своем любимом деле.

Динамический стереотип. Собаке последовательно предъявляли ряд условных сигналов, из которых первый, например гудок, вызывал движение животного к колоколу. Второй сигнал (дерганье за веревочку) -производил звон колокола, который, в свою очередь, вызывал у собаки «стойку» и получение корца. С течением времени происходило объединение условных рефлексов, и при первом условном раздражении «проигрывалась» вся цепочка ответных реакций. Собака в ответ на гудок бежала к колоколу, дергала за веревочку, после его звона «служила» и, наконец, получала корм - вела себя стереотипно. Слово «стереотип» означает постоянство. Однако это постоянство динамическое, поскольку оно возникает в процессе жизни и в процессе жизни может исчезнуть или измениться, если изменятся условия, лежащие в основе его формирования.

Динамический стереотип - система, которая складывается в результате действия на организм нескольких раздражителей, предъявляющихся в одинаковом порядке как в отношении их последовательности, так и в отношении промежутков времени между ними.

Такой фиксированный порядок явлений внешнего мира запечатлевается в деятельности мозга в виде единого комплекса, в котором действие отдельного раздражителя зависит от более или менее постоянно повторяющейся обстановки и последовательности действия других раздражителей.

Ходьба, бег, прыжки, игра на музыкальных инструментах, письмо - все это навыки, в основе которых лежит образование динамического стереотипа.

Интегративная деятельность мозга - материальная основа психических функций. В условиях реального существования человека его мозг функционирует как сложная целостная система, которая действует в пределах всего тела человека. Наличие многочисленных связей между нейронами создает основу для интеграции (лат. integrate - объединять в одно целое) нервных клеток в единое целое, необходимой для психической деятельности.

Человек способен не только воспринимать действительность с помощью органов чувств, но и находить закономерности в цепи наблюдаемых действий. Прежде чем приступить к какой-либо работе, человек, как правило, обдумывает ее план, выбирает необходимые орудия труда, общается, советуется с другими людьми, исправляет допущенные ошибки и добивается поставленной цели. Это сознательная деятельность человека.

Сознание («сознание») представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям. Оно возникло в процессе эволюции на базе потребности к общению, передаче знаний. Однако, поскольку внутренний мир человека скрыт от внешнего наблюдателя, то передача сведений от одного человека к другому могла происходить лишь при помощи знаков. Такой знаковой формой общения стала речь, формирующаяся в процессе общения. На основе общения возникает и сознание, являющееся одним из свойств психики, свойственное только людям.

Сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем мире. Поэтому в понятие сознания включаются познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно пополняет, обогащает свои знания. Такими познавательными процессами являются ощущение и восприятие, память, воображение, мышление.

Познание начинается с ощущений. Богатство окружающего мира, его звуки и краски, запахи и температуру, величину предметов и многое другое мы узнаем благодаря сенсорным системам. Рецепторы сенсорных систем воспринимают раздражения из внешней среды и преобразуют их в понятный для нервной системы язык, который становится основой для формирования ощущений.

Ощущение - психофизиологический процесс, состоящий в отражении мозгом отдельных свойств предметов и явлений при воздействии на соответствующие рецепторы органов чувств. Сенсорные системы - единственный канал, по которому внешний мир проникает в человеческое сознание.

Мы воспринимаем как отдельные свойства предмета или явления, так и весь предмет или явление в целом. Для целостного восприятия необходима совместная деятельность различных областей мозга.

Взяв в руки незнакомый предмет, мы вначале ощупываем его пальцами, определяем его твердость, упругость, массу, с помощью зрения определяем цвет, форму, размер предмета, с помощью обоняния определяем его запах, при необходимости подключаем вкусовые рецепторы и т. д. Таким образом, в опознание предмета включается сразу несколько органов чувств, с помощью которых возникает несколько ощущений. Сначала в одних зонах мозга происходит переработка и анализ отдельных признаков раздражителя, а затем в других - информация, поступающая от различных органов чувств, объединяется в комплексы. И наконец, в ассоциативных областях коры осуществляется комплексная оценка поступившей информации, формируются ответные реакции на раздражитель.

Восприятие - отражение в мозге человека предметов или явлений в целом в те моменты, когда они действуют на органы чувств. В процессе восприятия из отдельных ощущений формируется представление о предмете как целом. Это целое человек обозначает определенным словом - «яблоко», «стол», «лимон» и т. п. Для того чтобы предмет, явление, событие были восприняты, необходимо, чтобы они вызывали у нас ориентировочную реакцию, дали возможность сосредоточиться на этом предмете или явлении, привлекли наше внимание.

Внимание - психическое состояние, выраженное в сосредоточенности на чем-либо. Без внимания восприятие невозможно. Чем больше наше внимание будет привлечено новизной, сложностью, яркостью, необычностью предмета или события, тем больше вероятность того, что это событие или предмет будут восприняты.

Непроизвольное внимание привлекается неожиданным, ярким, сильным раздражителем. Произвольное внимание направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть внимательным. Обычно такого внимания требует неинтересное, но нужное дело. В процессе обучения произвольному вниманию отводится очень важная роль.

Память - процесс накопления, хранения и воспроизведения прошлого опыта. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого и воспроизвести прежде воспринятые явления, которые в данный момент не действуют на человека.

В отличие от представлений, которые воспроизводят лишь одиночные впечатления от пережитых восприятий и ощущений, память способна сохранять и воспроизводить несколько сложных событий. Без памяти невозможно обучение, сохранение опыта и закрепление вновь освоенных форм поведения.



Качественной особенностью памяти является то, что человек способен запоминать не столько все подробности информации» сколько общие положения. В прочитанном тексте взрослый человек, как правило, запоминает, прежде всего, не словесную формулировку, а содержание.

Человек не только воспроизводит то, что он воспринимал прежде. Сохраняющиеся образы воспринятых предметов, жизненных ситуаций, услышанных рассказов, увиденных кинофильмов, прочитанных книг могут воспроизводиться в новых связях, в необычных комбинациях и сочетаниях. Это свойство человеческой памяти составляет основу воображения.

Воображение заключается в создании образов новых предметов и явлений путем воссоздания новых комбинаций ранее воспринятых предметов и явлений, хранящихся в памяти. Воображение присуще всем людям и только людям: оно лежит в основе творческих замыслов.

Память служит основой мышления. Для того чтобы мыслить, нужно воображать, комбинировать образы или понятия, относящиеся к людям или предметам, которых в данный момент нет рядом. А это означает, что они должны присутствовать в нашей памяти.

В запоминании, хранении и извлечении следов памяти принимают участие нейроны различных областей головного мозга. Прежде всего это височная доля коры больших полушарий, лимбическая система, а также мозжечок и таламус.

Накопление информации в памяти происходит в несколько этапов. Выделяют кратковременную, промежуточную и долговременную память.

Кратковременная память действует в течение нескольких секунд, что дает возможность сохранить очень небольшой объем информации (номер телефона, 2-3 слова). За это время в нервных структурах мозга информация обрабатывается, оценивается ее значимость для организма. Если информация не повторяется, то она «стирается», забывается, не оставляя заметных следов. Если же информация некоторое время удерживается волевым усилием, то она переходит в промежуточную память.

В промежуточной памяти информация хранится в течение нескольких минут или часов. Эта форма памяти запечатлевает важные события, происходившие в последнее время.

В долговременной памяти информация может храниться всю жизнь. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно запоминается на более длительный срок (таблица умножения, стихи или песни, наконец,- собственное имя и фамилия).

Интерес человека при запоминании, его эмоциональное состояние, настроение, чувство ответственности, установка на необходимость длительного запоминания резко меняют объем и длительность сохранения запоминаемого.

О механизмах памяти нет единого мнения. Согласно одной из гипотез, при долговременной памяти изменяется характер связей между нейронами. Это происходит в результате длительных повторных циркуляции нервных импульсов. Благодаря этому в нервных структурах остается все более прочный «след», лежащий в основе памяти. При этом может происходить как создание, так и разрушение контактов между нейронами, изменение синтеза веществ, передающих нервное возбуждение.

Речь и мышление.

Познавательные способности человека значительно отличаются от таковых у животных. Эти отличия связаны с особенностями психики человека и животных и обобщены в теории И. П. Павлова о двух сигнальных системах .



Павлов считал, что первая сигнальная система (сигналы, воспринимающиеся органами чувств), присуща животным и человеку, а вторая сигнальная система (символы речи) - только человеку.

По мнению И. П. Павлова, у человека в процессе его социального развития появилась «чрезвычайная прибавка» к механизмам работы мозга. Он полагал, что слово, речевые сигналы могут не только заменять, но и обобщать непосредственные сигналы, выделять отдельные признаки предметов и явлений, устанавливать их причинно-следственную связь.

Слово как «сигнал сигналов» (И. П. Павлов) дает возможность отвлечься от конкретных предметов и явлений, что находит свое выражение в понятиях. Когда мы произносим слово «стол», то имеем в виду и стол, за которым мы едим, и стол, за которым мы готовим уроки, и те столы, которые видели в магазине, кафе, дома у своих друзей. Понятие «стол» обобщает, отвлекаясь от конкретного стола.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Вне общества, без общения она не развивается. Об этом свидетельствуют данные о детях, которые в раннем возрасте по разным причинам оказались изолированными от общества. Их речь не развивалась.

Слово воспринимается человеком не просто как отдельный звук или сумма звуков, т. е. звуковой раздражитель (хотя иногда именно так и воспринимается, например, голос диктора по радио), а как определенное понятие, при этом усваиваются смысловые значения слов.

Речь - психофизиологический процесс, реализующийся в общении при помощи языка. Язык - система словесных знаков, необходимых для общения и мышления. В мире существует более 5000 языков, и каждый из них имеет определенный словарный запас и грамматический строй. Предпосылкой для появления звуковой речи явилось развитие и совершенствование гортани, нижней челюсти, мышц гортани, языка, шеи, головы.

Речь человека регулируется, главным образом, левым полушарием головного мозга. Большей частью речевые функции локализованы в височной доле, где находятся зоны, ответственные за обработку звуковой информации, понимание смысла речи. При нарушении их работы (например, в результате инсульта) человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается и способность к осмысленной речи. В лобной доле головного мозга расположены области, обеспечивающие произнесение слов. При их повреждении человек не может произнести ни одного слова, хотя и понимает их смысл: у него остается только способность к крику и пению без слов. Первоначальное восприятие письменной речи осуществляется сначала зрительной, затем теменной, а окончательное - височной долей коры больших полушарий головного мозга.

Речь выполняет две функции: коммуникативную, когда язык выступает как средство общения между людьми, и семантическую, когда язык является средством выражения мыслей, их образования и развития.

В психологии принято различать два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешней считаются устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь.

Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь - разговор человека с самим собой. Она формируется на основе внешней у детей в возрасте около трех лет, когда они начинают говорить вслух сами с собой.

Мышление - психофизиологический процесс, позволяющий осуществлять познавательные функции без непосредственного контакта с объектами среды. Различают следующие виды мышления: словесно-логическое и наглядно-образное.

Словесно-логическое мышление - способность мыслить путем отвлеченных (абстрактных) понятий. Этот вид мышления позволяет устанавливать, общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и недостаток данного вида мышления.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном мышлении. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Высказано предположение, что два способа мышления связаны с разными полушариями головного мозга. В ходе экспериментов оказалось, что каждое из полушарий обладает собственными ощущениями, идеями, мышлением. Левое характеризуется в большей степени словесно-логическим, а правое - наглядно-образным мышлением. При этом левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно, а правое - одновременно и целостно.

Сон и бодрствование. Третью часть жизни человек проводит во сне. Лучшим доказательством необходимости сна является то, что за долгое время человек так и не смог освободиться от этой «привычки».

Уже в самых ранних исследованиях о механизмах сна четко наметились две точки зрения на эту проблему. Первая - пассивная теория сна, согласно которой сон - это пассивное состояние, следствие снижения уровня бодрствования. Вторая - активная теория сна - утверждала, что сон возникает в результате активного торможения определенных структур, обеспечивающих бодрствование. В этом случае нервные процессы, вызывающие сон, развиваются еще в состоянии бодрствования. В нашем столетии активно проверялись обе точки зрения: ответа до сих пор нет.

Сон - не перерыв в деятельности мозга, это просто иное его состояние. Сон состоит из двух качественно различных фаз, называемых медленным и быстрым сном и повторяющихся с приблизительно-полуторачасовой активностью. Они отличаются по электрической активности мозга, двигательной активности глаз, тонусу мышц и другим многочисленным показателям работы внутренних органов (сердцебиению, частоте дыхания и др.).

По мнению известного нейрофизиолога Дж. Моруцци, во время сна осуществляются восстановительные процессы мозга. Считается, что клетки и ткани во время сна обретают определенную долю независимости и могут осуществлять саморегуляцию («самолечение»), поэтому предполагают, что в состоянии бодрствования на первый план выходят свойства организма как системы, а в состоянии сна - свойства его отдельных элементов. С эволюционной точки зрения значение сна рассматривают как благоприятное приспособление, обеспечивающее повышение уровня организации живых систем.

Медленноволновый и быстрый сон.

Сон - особое состояние мозга и организма в целом, характеризующееся практически полной обездвиженностью, отсутствием реакций на внешние раздражители.

При регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у спящего человека было замечено, что наиболее глубокий сон характеризуется наличием высокоамплитудного медленного ритма активности головного мозга (дельта-ритм) - это медленноволновый сон. Он характеризуется снижением всех функций человека, отсутствием сновидений и быстрых движений глазных яблок. Хотя это и глубокий сон, но человек может быстро проснуться при действии важных для него раздражителей, например при звуке шагов, детском плаче, скрипе дверей. При этом он может не просыпаться от громких, но привычных и безразличных для него раздражителей.


Периодически, через каждые 80-90 мин, медленные ритмы в ЭЭГ сменяются быстрыми высокочастотными ритмами, сходными с ритмами бодрствующего мозга. В это время регистрируются быстрые движения глаз (БДГ), увеличивается частота пульса и дыхания. Это периоды быстрого, или так называемого парадоксального, сна. Они составляют примерно 25 % от всего времени сна.

Если человека в это время разбудить, то он сообщает, что видел сон. Считают, что появление высокочастотных колебаний в ЭЭГ спящего человека характеризует сновидения.

Сновидения - нормальная работа мозга во время фазы быстрого сна. Результаты многочисленных исследований подтверждают предположение, что одной из основных функций сновидений является эмоциональная стабилизация.

Впервые систематические исследования роли сновидений были предприняты австрийским психиатром З. Фрейдом. Рассматривая сновидения как особый и весьма важный язык мозга, он отмечал, что сновидения являются продуктом нашей собственной психической активности.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+