В основе поведения животных лежат механизмы, свойственные всем животным: простые безусловные рефлексы, сложные инстинкты и условные рефлексы, приобретенные в результате индивидуального опыта. Однако благодаря прогрессивному развитию головного мозга, вследствие чего значительно увеличилось количество нервных клеток (у высших приматов бывает от 5 до 10 млрд. нейронов), поведение зверей значительно усложнилась. им присуща оперативная память, на основе которой оценивается ситуация и выбирается оптимальный вариант деятельности. Некоторые млекопитающие (приматы) могут использовать различные предметы как простейшие орудия (инсайт). У них имеют место проявления умственной деятельности. Важное значение для млекопитающих имеет обучение в процессе общения, основанная на способности к подражанию. Молодежь учится приемам защиты и нападения в играх, которые присущи только млекопитающим. Особенно сложное поведение млекопитающих с оптовой структурой популяций (стадо, стая и др..). Между отдельными особями группы устанавливается система рангов, где доминирующее положение занимает вожак; выделяются субдоминанты! подчиненные (рис. 255). Доминант теряет ранг вследствие болезни, ошибки или появления сильного претендента. У каждого вида млекопитающих есть определенные средства общения, сигнализации - звуки, визуальные сигналы, запахи и др.. Так, дельфины воспроизводят более 100 звуковых (в том числе и ультразвуковых) сигналов, которые широко используются ими в общении. У зверей важное значение имеют визуальные сигналы - жесты, позы, мимика, с помощью которых они передают состояние тревоги, страха, угрозы, покорности и др..

 

В эксперименте молодых шимпанзе обучали языку жестов эти животные усвоили более 200 слов-жестов, которыми они пользовались при общении с человеком.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+