Земля - ??это космическое тело, входит в состав Солнечной системы. Солнечную систему образуют Солнце и другие космические тела, вращающиеся вокруг него. Известными на сегодня небесными телами, которые принадлежат к ней, есть восемь больших планет, три малые планеты, их спутники (всего 61); астероиды (более  миллион)

, бесчисленное число комет, метеоритов и метеоров, а также мелкие частицы твердого вещества и очень разреженные газы, содержащиеся в межпланетном пространстве.

Все большие планеты - это холодные шаровидные небесные тела диаметром более 4 тыс. км, движущихся вокруг раскаленного космического тела - звезды. Одной из таких зорь является Солнце.

В порядке удаленности от Солнца с ближайшей к нему планетой Меркурием размещаются орбиты Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Орбитой планеты называют путь, которым она движется вокруг Солнца. Все планеты вращаются в одном направлении. Плоскости вращения планет Солнечной системы почти совпадают.

Меркурий, Венера, Земля и Марс образуют группу планет земного типа. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун огромные, поэтому их относят к планетам-гигантам. Разные диаметры планет и их удаленность от Солнца обусловливают различия в массе, строении их поверхностей и недр, их физическом состоянии, составе и плотности планетных воздушных оболочек - атмосфер. Поскольку планеты расположены на разных расстояниях от Солнца, то продолжительность периода, за который они совершают полный о6ебт вокруг Солнца, скорость их движения имеют в каждой из них очень разные значения.

Меркурий - самая маленькая из восьми главных планет. Поперечный диаметр его составляет 0,38 диаметра земного шара, а по массе эта планета почти в 17 раз легче от Земли. Недавно вокруг Меркурия обнаружена очень разреженная атмосфера, состоящая, очевидно, в основном из гелия. Период обращения Меркурия вокруг Солнца равна 88 земным суткам, а вокруг оси - 58 суткам. На стороне Меркурия, который обращен к Солнцу, температура +510 ° С, т.е. выше той, при которой плавится свинец. На "ночной" половине планеты царит жестокий холод (-185 ° С).

Венера по размерам и массе близка к Земле, ее окружает плотная атмосфера из углекислого газа (97%) с примесью азота (2%), кислорода, водяного пара и других газов. Постоянные облака вполне прячут от земных наблюдений поверхность планеты. Предполагают, что облака Венеры состоят из кристаллов и капелек серной кислоты. Продолжительность суток на Венере около 24 земным суткам. Вращается Венера вокруг своей оси в сторону, противоположную вращения других планет. На поверхности планеты температура около +500 ° С. У Венеры, как и у Меркурия, спутники (небесные тела, вращающиеся вокруг планет) не обнаружены.

Марс меньше Земли в поперечнике вдвое, а по массе почти в 10 раз. Продолжительность марсианской и земной суток почти одинакова. Поскольку подобно Земли наклонена и ось вращения Марса (65 °), то на этой планете есть также ярко выраженная смена времен года. Он имеет очень разреженную атмосферу, в которой содержится до 95% углекислого газа с примесями азота аргона, водяного пара, кислорода, других газов. Марс имеет два маленьких спутника - Фобос и Деймос.

Юпитер и Сатурн - самые крупные планеты Солнечной системы. Состоят они, судя из теоретических расчетов, как Уран и Нептун, в основном (70% массы) из водорода и его соединений с углеродом (метану) и азотом (аммиака).

В атмосферах планет-гигантов при господствующих там низких температурах метан и аммиак образуют огромные плотные облака, наблюдаемые в виде полос. Планета Сатурн окружен тонким кольцом. При толщине его около 15-20 км ширина кольца близка к 50 000 км. Состоит оно из множества покрытых льдом твердых частиц. Темными промежутками оно разделено на многие концентрических колец. Подобные кольца, но менее заметны имеют Юпитер и Уран.

Все планеты-гиганты имеют спутники. У Юпитера известно 16 спутников, у Сатурна - 18, у Урана - 15, у Нептуна - восемь.

Крупнейшие из спутников планет (Ганимед, Ио, Титан и другие) имеют вокруг себя разреженные атмосферы. Меньше спутники (уровне или меньше размерами и массой от Луны) лишены воздушных оболочек.

Небесные тела, внешне похожи на расплывчатую звезду, от которой отходит один или несколько светлых прозрачных "хвостов", издавна называют кометами. Слабых по яркости и небольших по размерам комет очень много. Подобно планетам, они вращаются вокруг Солнца. Однако в отличие от орбит планет, орбиты комет очень сильно вытянуты. В связи с этим расстояние комет от Солнца меняется в очень широких пределах. Они то приближаются к поверхности Солнца, то выходят за пределы орбиты Нептуна.

Массы комет очень малы и составляют в среднем незначительную долю от массы Земли. Основная часть вещества комет сосредоточена в ее твердых ядрах, что, очевидно, представляют собой ледяные глыбы из замерзших газов, содержащих в виде примесей многочисленные твердые тугоплавкие частицы. При приближении к Солнцу внешняя часть тела кометы превращается в газообразное состояние. Газы образуют хвост, тянущийся на сотни миллионов километров.

В начале XIX в. астрономы открыли несколько малых небесных тел, вращающихся вокруг Солнца подобно планетам между орбитами Марса и Юпитера. Все они недоступны наблюдению невооруженным глазом, а при наблюдениях в телескоп выглядят неяркими звездочками, перемещающихся на фоне настоящих звезд. По этой причине они были названы астероидами, то есть зореподибнимы. На сегодня выявлено более 1 млн астероидов размером более 1 км. Среди них свыше 200 имеют диаметр более чем 100 км.

В 2006 г. астрономы решили выделить такой тип тел, который назвали малыми планетами. По размерам они больше от астероидов (свыше 1000 км), но меньше планет. Малых планет в Солнечной системе есть только три: Церера, Плутон и малая планета, которая пока нет собственного названия.

Некоторые из астероидов, имеют сильно вытянутые орбиты, могут сталкиваться с Землей и падать на земную поверхность. Тогда их называют метеоритами. Врезавшись с огромной скоростью в земную атмосферу, метеорит испытывает сильного сопротивления воздуха. Перед ним образуется сгусток из раскаленного и ярко сияющего воздуха. Сам метеорит обплавлюеться, разрушается и лишь при значительной прочности не распадается на множество осколков. Полет метеорита в атмосфере сопровождается световыми и звуковыми явлениями, названными метеором. Очень яркий метеор называют болидом.

По составу метеориты делятся на три основные группы: железные, каменные и железно-каменные.

Загрузка...